Но чаще всего, когда мы работаем с запросом, как заставить подростка слушаться родителей, мы в первую очередь пытаемся помочь родителю переформулировать это свое ожидание от работы. В отношениях с подростками очень важно соблюдать баланс между методом взаимодействия «ребенок — родитель» и «взрослый — взрослый», так как это период в формирование личности человека, который охарактеризован внутриличностным конфликтом между своим детским началом, в состояние которого ребенок находился большую часть своей жизни, и только формирующейся и растущей взрослой частью. Взрослой части необходимы партнерские и равные отношения для развития и укрепления, соответственно из-за этого начинаются конфликты за отвоевывание собственной территории и обозначения границ в отношениях с родителями.
Обозначение границ может проявляться буквально, например: «Мама, не заходи м мо комнату без стука», или «мама, это мои вещи, лежат как я хочу, убирать их не буду». Либо они часто проявляются в смежных вопросах, как например учеба. «Я не хочу учиться, это бессмысленно», или «я больше не хочу ходить на пианино, ну и что, что ходил 6 лет и остался 1 год» и так далее. Часто у родителей возникает ощущение, что ребенок не хочет ничего, так как на все говорит нет. Но это не так, обычно желания скрываются, чтобы родитель не смог использовать их как инструмент прибавления ответственности и обязанностей в жизнь ребенка.
В переформулировании запроса мы пытаемся из варианта как заставить подростка слушаться родителей, перейти в работу с тем, как родители и ребенок между собой коммуницируют и договариваются, и как распределяют ответственность и обязательства. В этот момент очень важно учиться слушать друг друга и понимать то, чем члены семьи отличаются друг от друга, а что у них есть общего.
Чаще всего семьи в этот период объединяет тревога, а иногда и страх. Родители, так же как и ребенок, переживают из-за его будущего и того, как он справится со «взрослой жизнью». К тому же повышается страх потерять те отношения, которые были раньше, и что новые отношения не будут отвечать потребностями родителей или ребенка. К тому же очень много процессов происходит в семейной системе, которые не видны изнутри. Часто бывает так, что родитель проговаривает свое желание о большей самостоятельности детей, но бессознательно делает все, чтобы он оставался таким же нуждающимся в родители, как и был раньше. Также дети, которые часто говорят о том, что в восемнадцать лет точно съедут от родителей и хотят больше свободы, делают все, чтобы этого не произошло.
В такой работе очень помогает семейная терапия. На ней наученный специалист помогает семье понять, как работает их семейная система, почему она выбрала именно такие механизмы, и в чем заключается причина конфликта, а не многочисленное количество поводов, про которые мы писали выше.