Совет 1. Научитесь не делать все за ребенка
Мамы слишком часто помогают своим сыновьям. Важно научиться ждать. Обеспечьте ребенку свободу действий, и он станет изобретательным.
То, что не нужно делать за ребенка
Своей помощью родители лишают ребенка возможности справиться самому, понять, как это. Так ребенок и правда не научится ничего делать сам, сколько бы времени ни прошло.
Помогайте ребенку меньше: не только в целом, но и с конкретными делами.
Например, если сын просит вас открутить крышку бутылки, стоит открутить ее наполовину и отдать обратно. Если он говорит, что не может сам надеть носки, натяните их ему на кончик ступни, и пусть сам попробует надеть их до конца. Если ребенок спрашивает вас о чем-то, вместо того чтобы давать готовый ответ, подскажите ему и помогите найти ответ самостоятельно. Оставьте ребенку простор для действий, чтобы он мог учиться и думать самостоятельно.
Подождите, ваш ребенок справится сам
У вас может не быть и двух-трех минут, чтобы выслушивать капризы детей. Это и правда может быть тяжело. Но все же постарайтесь не торопить своего ребенка и позволять ему делать что-то самому. Потратьте несколько минут сейчас, и вам будет гораздо легче воспитывать ребенка в дальнейшем. Помогать ему вечно не получится. Вам будет намного проще, если ваш сын начнет обуваться самостоятельно.
Умение ждать — это не только умение давать ребенку делать что-то самому, но также и умение быть терпеливым.
Родители должны быть терпеливыми, это пойдет ребенку только на пользу. Не торопите детей, и они лучше освоят концепции порядка и привычек. Сейчас ребенку нужно время, чтобы развить свою изобретательность и приобрести навыки, которые помогут ему самостоятельно заботиться о себе в будущем.
Совет 2. Научитесь составлять детское расписание
Составьте расписание и покажите его вашему ребенку. Детям хочется, чтобы каждый их день проходил по одному и тому же расписанию. Маленькие дети еще не понимают, что такое дни недели. Визуализируйте планы с помощью календаря.
Распорядок дня — лекарство от всех капризов
Ребенок будет чувствовать себя хорошо, если в распорядке его дня четко выделено время для купания, принятия пищи и сна. Ужин в семь часов, ванна в восемь, сон в девять и так далее. Если каждый день родители говорят ребенку «сейчас семь, пора идти ужинать», то, когда он проголодается, сам подойдет к вам спросить, есть ли уже семь часов. Когда для приема пищи есть четкое время, это помогает спланировать день ребенка. Например, полдник придумали для того, чтобы люди не перекусывали в другое время.
Если позавчера вы ужинали в шесть вечера, на следующий день — в семь, а сегодня — уже в девять, ребенку станет трудно ориентироваться в том, что происходит.
Из-за этой путаницы у него не будет четко установленного расписания, которому он привык следовать каждый день. Родители напомнят сыну, что ему уже пора спать или идти мыться, но ребенку будет казаться, что ему приказывают и ваши слова ничем не обоснованы.
Это одна из причин, по которой дети не хотят ложиться спать или капризничают, когда им нужно идти в ванную. Если ваш сын ведет себя так изо дня в день, попробуйте наладить распорядок дня. Такой подход особенно подойдет детям, которые проходят через период «не хочу, не буду». Чтобы ребенок почувствовал себя комфортно, создайте для него расписание.
Детям важна стабильность
Детям в сензитивный период нужна стабильность. Если вы сможете им ее предоставить, они с легкостью справятся со всеми делами. Я тоже стремлюсь к стабильности. Она выражается не только в том, когда я ложусь спать, ем или принимаю ванну, но и в порядке моих действий.
Маленькие дети не любят, когда их намыливают шампунем. Но если ребенок знает, что после купания его волосы всегда моют шампунем, он не так сильно капризничает. Даже если вашему сыну не нравится шампунь, это все еще часть его рутины: он знает, как все должно происходить, и ему несложно немножко потерпеть.
Совет 3. Научите ребенка помогать
И отвечайте на его желание это делать. Если сын предлагает вам помощь, не отказывайтесь от нее! Это поможет развить его способности. Если ребенок не справляется с чем-то, попробуйте дать ему другое задание. Не беспокойтесь о результате. Ни в коем случае не критикуйте ребенка.
Воспринимайте ребенка как равного члена семьи
Желание ребенка помогать окружающим является одним из проявлений сензитивного периода развития социальных навыков. Родители должны воспитывать в ребенке это желание и относиться к нему с трепетом. Каждый родитель возлагает большие надежды на будущее своих детей. Мы хотим, чтобы они выросли самостоятельными и стали активными членами общества.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы ребенок начал помогать вам дома еще до того, как повзрослеет.
А значит, вы должны воспринимать его как равного члена семьи. Это подготовит его к будущему и научит ориентироваться в социуме. Именно благодаря такому воспитанию дети с ранних лет начинают понимать, насколько важно помогать другим, и это понимание становится основой их будущих успехов в карьере и общественной жизни.
У детей не всегда получается помочь, и это нормально
Когда ребенок только начнет вам помогать, это наверняка доставит много лишних хлопот, но придется смириться. Например, вы попросили ребенка помочь на кухне, а он уронил все продукты на пол. Попросили помочь с уборкой, а он рассыпал мусор.
Родители понимают, что этим обернется любая детская помощь, поэтому многие предпочитают не подпускать ребенка к домашним делам. Но если вы не дадите ребенку возможность проявить себя, когда он проходит через этот сензитивный период и сам предлагает вам помощь, то спустя время у него пропадет желание помогать.
Даже когда он достигнет возраста, в котором сможет вам помогать как взрослый, у него уже не будет возникать желания это делать.
Почему так происходит? Когда мы с детства отказываемся от помощи ребенка, мы учим его тому, что окружающие прекрасно справляются со всеми делами и без его участия.
Ребенок вырастает. Родители радуются, что их сын наконец достиг того возраста, в котором он, по их мнению, сможет помогать им по дому. Они начинают давать ему разные поручения, на которые ребенок реагирует лишь удивлением и непониманием. Он не хочет ничего делать, упрямится и капризничает.
Такое поведение — прямое следствие того, что в прошлом окружающие постоянно отвергали его искреннее желание помочь.
Не важно, насколько полезна для вас будет помощь ребенка. Самое главное — не отвергать его чувства и воспитать в нем желание помогать окружающим людям. Тогда помощь станет ребенку в радость и даст почувствовать, что он полезен окружающим.
Вам поможет «правило замены»
Чтобы дети были довольны проделанной работой, не давайте им сложных заданий — замените их теми, которые будут им по силам. В этом и заключается «правило замены».
Даже если ребенок совершает ошибки, ни в коем случае нельзя придираться к его работе.
Представьте следующую ситуацию. Ваш сын старался вам помочь и усердно складывал полотенца, но получилось у него не очень. При виде этого вы начинаете его ругать. Говорите, что полотенце сложено криво, отбираете его и начинаете складывать заново у него на глазах. Согласитесь, с таким отношением у вас бы тоже пропало желание что-либо делать.
Если все же необходимо исправить работу ребенка, сделайте это после того, как он ляжет спать. Главное, что вам нужно сделать, — это поблагодарить ребенка за помощь независимо от результата. Дети хотят услышать от вас похвалу, и именно поэтому они так стараются.
Помощь родителям — первый шаг к самостоятельности
Что такое самостоятельность? Человек взрослеет, выходит в общество и начинает работать. Однако только эти обстоятельства не делают его самостоятельным. Важна еще и способность самому решать бытовые вопросы.
Помощь по дому становится для мальчиков первым шагом к воспитанию навыков правильного социального поведения. В этом вопросе совсем не важно, о ком идет речь — о мальчиках или о девочках. Этими навыками должен обладать каждый.
По материалам книги «Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных детей».