В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, младшими ребятами, взрослыми, а так же с родными, близкими или чужими людьми. Разумеется, в разных ситуациях и речевое поведение ребенка не должно быть одинаковым. В любом из случаев нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, обратиться с просьбой к собеседнику. Дети начинают общаться и по телефону. А как вести такую беседу? Можем ли мы этому обучать дошкольников?
Конечно, можем. Можно прочесть и проанализировать стихотворение К.И. Чуковского « Телефон». Затем обсудить с ребенком особенности произнесения каждым героем своей просьбы: начало разговора, вежливая – невежливая форма обращения с просьбой.
- О чем просят звери?
- Возможно ли выполнить эти просьбы?
- Кто из зверей вежливей других?
- Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону?
Прочтите по ролям это стихотворение. Обсудите, в каком случае человек пользуется телефоном? С какой целью мы звоним? Можно ли звонить по пустякам? Можно просто поиграть с ребенком в игру «Телефон». Возьмите два игрушечных телефона и разыграйте речевую ситуацию. Например, такой вариант диалога.
- Здравствуй , Маша!
- Здравствуй, мама!
- Как ты себя чувствуешь?
- Я – хорошо! А, как дела у тебя?
- Замечательно! Тебе нужна моя помощь?
- Нет!
– До свидания, Маша. До встречи.
Можно разыграть ситуацию, попросив ребенка «позвонить» своему другу.
К телефону подходит мама друга. Подумай, как ты начнешь разговор, что скажешь? Одинаково ли ты будешь общаться с разными собеседниками?
Обратите внимание прежде всего на то, как ребенок приветствует по телефону, как начинает разговор и использует ты/вы обращения, использует слова благодарности, извинения, прощания.
Напоминайте детям, что нужно быть вежливым, приветствовать говорящего, отвечать на приветствие, вежливо реагировать на просьбу.
Таким образом, чем раньше дети начнут знакомиться с вопросами речевого поведения, тем комфортнее будут чувствовать себя в любой обстановке, будут внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.