Овладение всеми видами речи связано с созреванием структур мозга, отвечающих за восприятие, различение, слияние, произношение звуков, техники речи. Уже к трём годам дети различают и воспроизводят большой набор различных звуков.
Но для обучения в школе очень важно научить ребёнка слышать все звуки родного языка и понимать слияние звуков в слоги и слова. Физиологические возможности для такого анализа у дошкольников появляются с 5 лет. Обучить детей звуковому анализу и синтезу можно весело и интересно в различных играх. Эти игры не потребуют подготовки, специального места, лишь бы родителям и детям было вместе интересно.
Для этих игр подойдет время по пути в детский сад, прогулка в выходной, сумеречные посиделки, лежание на диване «под крылышком».
Игры на звукоразличение:
-слушайте с детьми звуки природы, улиц города за окном, тишину. Предложите ребёнку узнать звуки и зарисовать их. Не ограничивайте фантазию ребёнка. Пусть рисует пальцами, выбирая для каждого пальца свою краску. У детей быстро возникают зрительно-слуховые ассоциации, часто удивляющие взрослых. Порадуйте ребёнка открытием выставки его фантазий;
-учите узнавать звуки музыкальных инструментов, шумы различных материалов. Контейнеры от киндер - сюрпризов наполните горохом, песком, пуговицами, всем чем угодно. Потряхивая контейнеры, дети должны найти пары одинаково звучащие. Можно устроить прятки, сюрпризы, звуковые загадки. Игры на развитие фонематического слуха:
-назови первый звук в слове, назови последний звук в слове. Для этой игры выбирайте слова сначала из одного слога, затем из 2-х, 3-х. Произносите звуки чётко, согласные отрывисто.
-найди предметы на определённую букву; -вспомни предметы, названия которых начинается на последний звук в слове стол. -подбери слова, чтобы там первый звук был [К], последний [Ш](карандаш, камыш);
-подбери слова с определённым звуком в начале, в середине, в конце слова;
-составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука [М] (Мама моет Машу мочалкой);
- соревнуйтесь с детьми, кто больше назовёт слов на определённое задание.
Давайте ребёнку иногда выигрывать, хвалите, усложняйте задания. Игра даёт возможность ребёнку в будущем в интересной доступной форме овладеть всеми необходимыми школьными умениями, если рядом умный добрый и заботливый взрослый.