Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс — чем раньше, тем лучше, и готовы его отдать едва ребенку «стукнуло» 6 лет. Нечего терять год, пусть набирается ума-разума. Другие — в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства, жалко его.
В некоторых семьях, где мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, уже ведется активная работа по подготовке любимого чада к школе. Не секрет, что многие родители представляют подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить ребенка читать и знать порядок в счете.
Готовить ребенка к поступлению в школу – значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, мышление, способность к волевым усилиям. Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Знания ребенка лежат на поверхности, считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками.
Любознательность, развитые внимание, память, мышление и речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь. Регулярные занятия с ребенком по развитию психических процессов не только повысят интерес к интеллектуальным задачам, но и подготовят к обучению в школе. Что не маловажно, занятия сближают родителей и ребенка.
Сенсомоторика. Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложным психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Упражнения, игры, задания, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой моторики руки способствуют виды деятельности, хорошо знакомые не только взрослым, но и каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой.
Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов различных ремесел, шитье, вышивание, макраме, работа с бисером и др. наряду с этим можно предложить ряд упражнений.
Срисовывание графических образов Ребенку предлагается рисовать узоры на листе бумаги в клеточку, выполняя работу последовательно слева на право на нескольких строчках. Вращать листок и отрывать ручку (карандаш) от бумаги нельзя.
Вырезание фигур из бумаги Предлагается набор разной сложности. Нужно аккуратно ножницами вырезать их по контуру.
Рисование плавных линий Ребенку предлагается написать несколько строчек спиралей (в горизонтальной и вертикальной плоскости). Листок поворачивать нельзя. Внимание.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Педагоги и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Во многом это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения внимания.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Ребенок может долго на чем – то удерживать внимание, пока не угаснет его интерес. Внимание и интерес не разделимы.
Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Упражнения, игры, задания, направленные на развитие внимания Предлагаемые задания направлены на обучение концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
«Зачеркни букву» Выполнение корректурного задания способствует развитию концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Для его проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.) (10x10 см), карандаши или ручки. Для детей 6—11 лет тексты должны быть с крупным шрифтом. Время выполнения: 5 мин. ежедневно (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Описание задания: «В течение 5 мин. нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора». По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным для разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц. Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2—3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, занятия нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. «Ушки на макушке» Упражнение направлено на обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать звуки в новых условиях. Описание задания. Упражнение нужно проводить в шумной комнате или на улице. Попросить ребенка сфокусироваться на звуках, которые ему удается услышать. Ребенок должен перечислить как можно больше услышанных звуков. Обратить внимание ребенка на различие звуков в новых условиях. «Найди отличия» Выполнение таких заданий способствует развитию концентрации внимания. Для его проведения потребуются любые две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета. Описание задания: ребенку предлагается посмотреть на картинки, сравнить их между собой и назвать все отличия. «Текстура» Упражнение направлено на обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям. Для его проведения потребуются: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок и т.д. Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др. Затем ребенку закрывают глаза и дают в руки поочередно каждый предмет. Ребенок должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его Память Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запомнить сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Совершенствование памяти у младших школьников обусловлено прежде всего приобретением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Важнейшими приемами организации материала являются приемы организации смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью». Упражнения, игры, задания, направленные на развитие памяти
«Пирамидка» Упражнение направлено на развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д. «Что ты видел в отпуске?» Выполнение таких заданий способствует развитию произвольной словесной памяти Описание задания: взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях. События из отпуска можно заменить событиями, произошедшими в течение дня.
«Пересказ» Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием- предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между всеми членами семьи. После второго прочтения вся семья инсценирует прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.
«Фигурка из палочек» Выполнение таких заданий способствует развитию зрительной памяти. Описание задания: взрослый выкладывает фигурку из палочек, и предлагает ребенку запомнить и по памяти выложить такую же. Восприятие Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию.
Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком письма, чтения, счета. Упражнения, игры, задания, направленные на развитие восприятия Предлагаем задания направленные на развитие целостного восприятия, способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине, развитие способности определять предмет по ряду признаков.
«Пуговицы» Упражнение направлено на развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. Для его проведения потребуются большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые. Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
«Дорисуй фигуры» Выполнение таких заданий способствует развитию целостности восприятия. Для проведения занятий потребуются: лист с изображением не дорисованных геометрических фигур. Кроме того можно использовать фигуры не дорисованных животных или растений. Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые» или дорисовать вторую половину животного, растения. Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.
«Узнай формы» Выполнение таких заданий способствует развитию образного восприятия. Узнать в окружающих предметах форму геометрических фигур. Мышление. Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте принадлежит особая роль. К началу обучения в школе мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Мышление ребенка, при переходе из дошкольного возраста в младший школьный, находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. В данном возрасте начинают формироваться основные мыслительные действия и приемы: сравнения, выделение существенных и несущественных признаков, обобщение, определение понятия, выведение следствия.
Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Упражнения, игры, задания, направленные на развитие мышления Предлагаем задания направленные на развитие основных мыслительных действий и приемов.
«Лабиринты». Задания на прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно – образное мышление. Для проведения занятий потребуются любые рисунки с изображением лабиринтов, соответствующие данной возрастной группе детей. Описание задания. взрослый предлагает ребенку помочь кошке добраться до мышки, ребенок должен выбрать правильный путь.
«Загадки». Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.).
«Найди лишнее слово» Выполнение таких заданий способствует развитию мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено. Варианты серий слов: 1) храбрый, злой, смелый, отважный; 2) яблоко, слива, огурец, груша; 3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка; 4) платье, свитер, шапка, рубашка; 5) береза, дуб, сосна, земляника; 6) мыло, мочалка, шампунь, веник.
«Составление предложений»Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Описание задания. Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).