Таких историй учителя и воспитатели белгородских спецшкол могут рассказывать десятки и сотни. Зачастую, родителей просто устраивает, что их ребёнок редко плачет, не реагирует на звуки и движения людей вокруг, отстаёт в развитии от сверстников. Конечно, в основном –это жители сёл и деревень, которые и сами редко проходят медицинское обследование, и детей своих в поликлиники приводят нечасто.
А потом, как гром среди ясного неба, им говорят, что их тихая малютка – серьёзно больной ребёнок, которому срочно нужна медицинская помощь. Вот так и попадают белгородские дети-инвалиды в специальные коррекционные заведения области.
Сначала, конечно, проходят всевозможные комиссии, получают путёвку. Причём, их направляют в конкретную спецшколу. Всего их две, обе - в областном центре. Детей распределяют между ними по принципу остаточности функции поражённого органа.
Услышь меня!
Ещё пару недель назад 300 мальчишек и девчонок отмечали в этих школах, конец учебного года. На линейке рядом с выпускниками стояли и трёхлетние малыши. Здесь к этому уже привыкли. Как и к тому, что напутственные слова учителя им не только говорили, но и использовали сурдоперевод. Многие из этих школьников не слышали того символичного звука последнего звонка. А если и слышали – то очень нечетко: всё здесь зависело от мощности их слухового аппарата.
Были здесь и ребята, которые не видели, как их друзья выглядели в свой последний школьный день, или не могли сказать им этого на привычном нам всем языке. Все они – воспитанники белгородских коррекционных школ. Их жизнь – полоса препятствий.
Причём, многие из этих, совсем ещё юных созданий, очень успешно проходят все этапы этой полосы. Они живут полноценной жизнью, осваивают нужные обществу профессии, достигают значительных результатов в спорте. Со временем создают семьи, рожают детей, устраиваются на работу. Ко всему этому их и готовят учителя, воспитатели и врачи двух белгородских коррекционных школ.
Сегодня в областном центре больше ста специалистов работают с такими детьми. Как правило, каждый в своей, узкой, специализации.
Особенность этих школ в том, что дети живут в них круглосуточно, а многие не покидают стены школ десятки лет. Поэтому весь персонал они воспринимают как родных людей. Оттого и педагоги свою работу называют не только заработком, но возможностью помогать своим подопечным. Так, к примеру, обе школы- интерната называют себя «одним большим домом», где каждый может выслушать и помочь.
«Можно поговорить?»
Этот вопрос часто можно услышать от ребят-инвалидов? по словам педагогов специальной коррекционной школы-интерната N 23. Это значит, что кому-то из воспитанников нужно посоветоваться, или просто поделиться волнующими его новостями.
После этого за закрытой дверью произносятся слова, которые нам, здоровым людям, кажутся такими простыми и банальными. А взволнованные мальчишки и девчонки спецшкол порой учат их неделями, чтобы правильно произнести и быть понятыми.
Всё дело в том, что многие ребята общаются исключительно с детьми из своего интерната, и только на лето уезжают погостить к родителям или опекунам. Но даже туда к ним время от времени приезжают работники белгородских спецшкол и социальные работники районов. Чтобы проверить, как живут эти дети, а иногда – чтобы забрать их у нерадивых родителей.
Бывают и совсем противоположные случаи. Валентина Николаевна Прышко ради своего ребёнка изменила всю свою жизнь. «Ещё пять лет назад наша семья жила в сельской местности. Там даже мне, человеку с педагогически образованием, было трудно развивать своего ребёнка. Потом получили путёвку в двадцать третью школу, а уже через пару месяцев Настюшка стала потихоньку восстанавливаться. Со временем мы перебрались в Белгород, и я сама стала сотрудницей интерната», - рас-
сказывает мама девочки, учитель-дефектолог школы.
В самом деле, в доброй общительной девчушке уже не разглядеть того «аутичного замкнутого волчонка», по высказыванию самой мамы, которым девочка была ещё пару лет назад. Сейчас Настя - надежда всей школы-интерната. Её день расписан буквально
по минутам. Танцы, пантомима, рисование, стихи, бисероплетение – всех её увлечений не смогла сходу перечислить даже её мама. У Насти много друзей, с энтузиазмом помогает младших воспитанникам. Так что, глядя на неё, не перестаёшь удивляться и восхищаться заслугами врачей и воспитателей и тем, насколько талантлив этот ребенок.
Молчаливые таланты
На первый взгляд мальчишки и девчонки, радостно улыбающиеся с фотографий на стенде «Наша гордость»- обычные ребята. Таких каждый день можно увидеть во дворе, гоняющих на велосипеде по улицам города, или выпрашивающих у мамы шоколадку в магазине. И об их инвалидности фотографии никому не проговорятся.
- Здесь, пожалуй, должно быть фото каждого из наших воспитанников,- говорит Светлана Александровна, заведующая социально-воспитательной работой в 23-м интернате. – Наши дети все талантливы.
В пример, она приводит ежегодные отчётные концерты, которые ребята готовят для своих родителей. В переполненном актовом зале эти дети показывают настоящие чудеса. Чудеса воли, чудеса выдержки и чудеса желания «быть как все», или даже лучше. Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, читают стихи, мастерят красивые подарки для своих родных и друзей.
На ежегодных выставках в «Белэкспоцентре» поделки воспитанников школ №23 и №26 белгородцы и гости города раскупают в первый же день. Мальчишки и девчонки – желанные артисты всех дворцов культуры города и области. Эмоции этих ребят, пожалуй, самые искренние, как и слёзы зрителей и воспитателей на этих выступлениях.
Неслучайно, наверное, эти школы и знамениты своими юными «звёздочками». А в 23-м интернате есть и свои белгородские герои: призёры Паралимпийских игр. И в 23—м и в 26-м учатся призеры Первенств Европы, чемпионы России, стипендиаты губернатора и мэра, международных и региональных фондов. Что касается учебы, то, конечно, специфика болезни растягивает школьный курс. В среднем, «девятилетку» они заканчивают за 10-11 лет.
Потом, если позволяет здоровье и уровень развития, эти дети получают ещё и свидетельства об окончании среднего полного образования. Большинство ребят выходят из школ-интернатов уже освоив профессии столяра, автослесаря, озеленителя, швеи, пчеловода. Основная масса воспитанников этих школ – сельские дети. Поэтому и учат, в первую очередь, тому, что пригодится им в быту. Парни смогут починить табуретку, отремонтировать машину, девушки – сшить платье, благоустроить свой дом.
«Те ребята, которые неплохо усвоили школьный курс, могут продолжить обучение в специальных учебных заведениях для лиц с нарушением слуха или поступить в вуз. В нашей области пока нет возможности для получения высшего образования глухими детьми, поэтому ребята едут в северную столицу или в другие города России. Там они осваивают профессии воспитателя, художника-оформителя, работника ДК Всероссийского общества глухих» - говорит директор школы № 26 Наталия Ивановна Визирякина.
Как пример привела своего выпускника Никиту Чуприна. Два года назад он закончил дефектологический факультет педагогического института в Москве. Это большая редкость для человека с тяжёлым нарушением слуха, ведь он учился 5 лет в обществе слышащих студентов. Теперь в своей родной двадцать шестой школе он ведёт спецпредметы «Социально-бытовая ориентировка», «Жестовая речь» (культурологическая подготовка на литературном языке жестов).
Чем раньше, тем лучше
Это только вначале кажется, что научить почти глухого человека слышать– нереальная задача. Но в белгородских школах-интернатах уверенны в обратном. Они-то уже делали это, и не раз. Конечно, главное здесь – это своевременно обратиться за помощью к специалистам, которые регулярно будут заниматься с ребёнком. Особо подчёркивают дефектологи и необходимость поддержки со стороны родителей. «Если не развивать малыша и дома тоже, то эффект или совсем не наступит, или затянется на более долгий срок», - в один голос говорят ведущие специалисты Белгорода.
Лучше всего вообще не доводить болезнь до такой степени. Грипп, коклюш, отит у ребёнка от года до двух лет могут привести к инвалидности. Восстановление малюток проходит очень сложно. Как правило, им ставят имплантат. Только вот не у всех есть возможность его купить, да и при её наличии ребёнку просто может быть противопоказана такая операция.