В четырёх школах Белгорода и ещё 5 школах региона с 1 сентября первоклашки девочки и мальчики получают знания раздельно. Для внедрения новой методики в классах пришлось менять мебель, устанавливать специальные офтальмологические тренажёры на потолке, а также скрупулезно подбирать педагогов.
Дело в том, что учёные московского Экспериментального центра образования Владимира Базарного доказали, что у мальчиков и девочек начального школьного возраста разное восприятие и усваивание информации. Поэтому Управления образования сразу 64 регионов станы взяли эту методику на вооружение. Белгородская область тоже вошла в их состав.
Сегодня в Белгороде в четырёх школах (№ 28, 36, 49 и 44) уже активно идёт этот эксперимент. Всего же по системе здоровьесберегающих технологий Базарного работают около 500 школ и садов в разных регионах России
Сегодня в сотнях школ Российской Федерации созданы классы для мальчиков и девочек. Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база – ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Именно на их основе и работают «гендерные классы»
О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа № 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей. Такого же гранта удостоилась школа № 2 города Гулькевичи (Краснодарский край). А в число обладателей персонального учительского гранта в 100 тыс. попала Ираида Рождественская из Тулы, классный руководитель «девчачьего» класса.
Что это такое? И с чем его едят?
Методика Базарного стоит на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении» и разделение классов по половому признаку. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь непростительная! – говорит Владимир Базарный. – Девочки на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков. Проведенные нами исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».
Как сказала в комментарии Белмама заместитель директора школы № 49 областного центра Людмила Александровна Дехтерева, результаты от этого нововведения уже есть. Дети стали более дисциплинированными и внимательными. Их успехи в учёбе намного выше сверстников, обучающихся в смешанных классах. К тому же, всё чаще сами родители просят взять их ребёнка именно в такой класс. Статистика всей России говорит о том, что более 60% учеников раздельных классов – отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
Сначала этот проект начали внедрять в столице. Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. С первого класса здесь мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.
А как это на практике?
В школах, создаваемых по модели Базарного, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга.
С такими педагогическими экспериментами категорически не согласны многие психологи и нейрофизиологи. Директор Института возрастной физиологии, академик РАО Марьяна Безруких убеждена: экспериментаторы «судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. Индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия».
В Белгороде все руководители школ-экспериментаров нас уверили, что никаких отклонений от методики Базарного они не делают и в «средневековье не впадают». Мальчишки и девчонки имеют полное право общаться на переменах и после уроков. А все их успехи связаны, в первую очередь, с правильной организацией учебного пространства и квалифицированными педагогами, которые каждые 3 месяца проходят обучающие краткосрочные курсы.
Противники этой методики появились ещё до начала эксперимента. Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. А это уже будет приводить к необратимым последствиям для психики ребёнка и его социализации. Особенно в незнакомом ему обществе людей или в другой культуре.
Учитель или учительница?
Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.
В Белгороде эту проблему с кадрами удалось решить не полностью. Конечно, в 3 из 8 классов классными руководителями стали мужчины. Однако этому способствовали существенные надбавки и то, что многие выпускники БелГУ с радостью согласились работать по специальности, да ещё и по методике самого Базарного. А что же делать тем регионам, где ситуация с кадрами стоит намного острее? На этот вопрос академик Базарный ответа не даёт. Так что этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Как впрочем, и то, стоит ли привязывать пол классного руководителя к назначенному ему в попечение классу.
Многие ссылаются на исследования ученых Лондонского института образования. Они пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Проанализировав ответы 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек сегодня зарабатывают на 10–15 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах. Что касается мужчин, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе.
Вперёд в прошлое
Однако, что бы ни говорили противники Владимимра Базарного и его метода обучения, гендерная педагогика день за днём набирает обороты. Социологи объясняют это, прежде всего, тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ – гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Сегодня, когда Белгород идёт именно по этому пути разделения не только по гендерному, но и по профильному обучению, даже сами дети твёрдо уверены: чем необычнее их школа, тем больший статус они будут иметь среди «обычных» сверстников. Оттого они и просят родителей отдать их именно в раздельную образовательную школу.
Заметим, что возвращение в Россию школ гендерного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Патриарх РПЦ Кирилл неоднократно высказывался за то, чтобы вернуть раздельную систему обучения, которая существовала в царской России. Власти Белгорода давно ставят вопрос о возвращении 9 гимназии к её историческому прошлому, когда там была гимназия для девушек. Эту идею уже поддержал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Как бы там ни было, решение о том, где будет учиться ваш ребёнок, и кто (мальчик или девочка) будет сидеть рядом с ним за партой все 11 лет, принимают сами родители. Только после вашего письменного согласия дети начинают постигать азы математики, письма и чтения рядом со сверстниками того же пола