Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. быть способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодейсивия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится ему позднее в школе.
Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2 – 3 годам стереотип становится довольно устойчивым. А при поступлении в детский сад привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения и др.) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.
Перед родителями будущих дошколят стоят определенные задачи
Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Если мама говорит, что в детском саду интересно,что там ребенку рады, (т.е. формирует положительное отношение к дошкольному учреждению), то малыш, веря самому близкому человеку – маме, смело переступает порог ДОУ.
Также нужно научить малыша навыкам самообслуживания и санитарно-гигиеническим навыкам.
Перед детским садом кроху стоит научить многому: самостоятельно пользоваться горшком, обращаться с ложкой и вилкой, вытирать рот салфеткой после еды и даже пользоваться носовым платком.
Сформированность навыков самообслуживания придает ребенку уверенности в собственных силах, способствует возникновению способности какое-то время обходиться без мамы. А «пустяковая» прблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причинойтрудной адаптации к детскому саду.
Важно заранее научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей, подождать, пока другой ребенок поиграет и т.п.) При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настрть малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя и пр.). Дайте малышу все спокойно осмотреть, покажите, где он будет раздеваться, играть, кушать, спать. Научите ребенка понимать значение слов «надо» и «нельзя».
Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада, и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.)
В период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательным и чутким, но без излишнего заласкивания. Ежедевно распрашивайте его о жизни в детском саду. Удивляйтесь, хвалите ребенка Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся к нему с уважением, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.
Уважаемые родители! Постарайтесь последовать нашим рекомендациям.
А мы, воспитатели детского сада, со своей стороны, сделаем все, зависящее от нас, чтобы адаптация ваших детей прошла безболезненно и с наименьшими трудностями. Удачи вам!