Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Повысить уровень речи детей помогают нам занятия по театрализованной деятельности, которые судя по нашему опыту, пользуются у детей неизменным интересом. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В этой работе мы используем художественный материал игрового характера. Это прежде всего потешки, которые построены на диалоге. Чтения в лицах -первая простейшая игра-драматизация доставляющая ребенку большую радость. Малыши копируют интонации, учатся выслушивать реплику-вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму, потешки, играть роль. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
В содержании наших занятий входят такие формы работы, как: упражнения-игры (пальчиковые, языковые, губ). Такие упражнения дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки словообразования, позволят услышать и полюбить красоту звучащего слова, а театральные этюды развивают детское воображение, обучают детей выражению различных эмоций и воспроизведению
Предлагаем вам ряд игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата, дикции и интонационной выразительности.
1. На развитие дикции (скороговорки):
а)
Вез корабль карамель,
наскочил корабль на мель
матросы три недели
карамель на мели ели.
б)
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
в)
В перелеске перепел
Перепелку перепел.
г)
Маша шла, шла, шла и игрушки нашла: Кошку, матрешку, шишку, мартышку, Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек, Кто потерял столько игрушек.
д)
Утром присев на зеленом пригорке, Учат сороки скороговорки: Картошка, картонка, карета, картуз, Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
2. Игры на развитие интонационной выразительности:
а) Прочитав ребенку русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» предложить ребенку исполнить песенку козы, то от лица Козы, то от лица Волка.
Козлятушки, ребятушки отомкнитеся, отворитеся. Ваша мать пришла, молочка принесла… .
б) Произнести следующие стихи, то удивленно, то насмешливо, то недоумевая:
Кумушка, послушай! Вправду, кроме шуток, Открывают школу, для утят малюток.
в) Предложить ребенку вспомнить сказку «Три медведя» и задать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.
Таким образом театрализованные игры нозволяют решать многие педагогические задачи касающиеся формированию выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка приобщает его к духовному богатству.