Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, что такое «эмоциональная лексика».
Понятие «эмоциональная лексика» включает в себя: 1. Слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; 2. Слова – оценки, квалифицирующие вещи, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически;
3. Слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и прификсами..
Лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной и эмоциональной лексики. К общеупотребительной лексике относятся слова: ДОМ, ПОЛЕ, ВЕТЕР, ОКНО, СТОЛ, КРОВАТЬ, ХЛЕБ, СОЛЬ, БЕЛЫЙ, ХОДИТЬ, ЧИТАТЬ и др. Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте наиболее адекватное средство выражения личностного отношения к тому или иному предмету. К эмоциональной лексике относятся слова: ДОБРОТА,ПЕЧАЛЬ, СМЕЛОСТЬ, ЗЛОСТЬ, КАПРИЗНЫЙ,ДОБРЫЙ,УМНЫЙ и др. Следует отметить, что дети с ОНР наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно. Для пополнения словаря эмоциональной лексикой можно с детьми использовать следующие игровые упражнения:
1. «Подбери слова» Ребенку предлагается как можно больше придумать слов, похожих по значению. Например: ГРУСТНЫЙ – печальный, унылый … 2. «Я начну, а ты продолжи» Взрослый произносит предложения, выделяя в нем какое-то слово, а ребенок подбирает к этому слову синонимы. Например: Радостный заяц бежит по дорожке. Радостный ……… Грустный ослик гуляет на полянке. Грустный ………. Злой людоед возвращается в свой замок Злой …………
3. «Замени слова» Взрослый произносит предложения, а ребенок заменяет повторяющееся слово, словом синонимом. Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный) Веселые ребята своими веселыми шутками развеселили самых невеселых старушек. (Радостный) Злой волшебник со своими злыми слугами и злым вороном полетели в злое царство. (Недобрый, жестокий) Слова – оценки помогают ребенку квалифицировать вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. Игра «Скажи наоборот» Хороший день - ……. (Плохой день) Умный принц - …….. (Глупый принц) Невкусный обед - …… (Вкусный обед) Печальный ослик - …….(Радостный ослик) Игра «Составь предложение» Хорошее – У мамы хорошее настроение. Плохой – Ребята совершили плохой поступок. Игра «Скажи ласково» Вкусный - ……… (Вкусненький) Хитрый – ………. (Хитренький) Таким образом, использовав различные методы и приемы, рекомендованные логопедом, родители могут также помочь ребенку обогатить свой словарь эмоциональной лексикой.