Дети до трех-четырех лет обманывать неспособны вообще. У них еще не развита внутренняя речь: они не умеют говорить «про себя», мысленно. Именно поэтому они говорят много, все что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и «внутренняя цензура», то есть умение прикинуть, что стоит говорить, а что нет. Ребенок начинает понимать, что есть ложь, а что - правда; что говорить, где соврать, о чем умолчать.
Как бы парадоксально это не прозвучало, но лгать детей учат именно родители или другие взрослые. Самое безобидное вранье: « Скажи воспитателю (папе, бабушке), что мы опоздали из - за поломанного замка на куртке, а не из-за того, что проспали. Или: «Не говори, что мы опять забыли варежки, просто спрячь руки в карманы». Свои выводы дети делают из наблюдений за нами, родителями и другими близкими взрослыми людьми. От того, как складываются ваши отношения, насколько искренни с ним вы сами, будет зависеть, насколько правдив будет с вами ваш ребенок.
Бывает, мы обманываем ребенка, что называется, из лучших побуждений, но, таким образом, теряем доверие ребенка. Каждой маме знакома ситуация: «Иди, поиграй, я рядом посижу», - говорим мы плачущему малышу, оставляя его в детском саду на весь день. Он, конечно, скоро успокаивается и вечером радостно бежит на встречу маме, но где-то там, в глубине души, отметилось: «Меня бросают». «Завтра мы с тобой пойдем в кино», - может сказать папа и забыть. А у ребенка отложилось: « Обещание не выполняет».
Еще, одной из причин лжи ребенка может быть его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку, боится, что его накажут за проступок. Такой страх не появляется в душе малыша беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые.
Другой причиной детской лжи может быть желание малыша самоутвердиться. Такое болезненное стремление порой тоже развивается в ребенке из-за неправильного обращения с ним взрослых. Выражается это в приукрашении черт собственного характера и качеств своих близких. К такой лжи нужно внимательно прислушаться и попытаться найти в ней истину. Но начинать следует не с ребенка. В первую очередь, необходимо перевоспитать взрослых, которые имеют определенное влияние на малыша.
Следующий вариант детской лжи - откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости. Главное здесь не перепутать ложь и фантазию. Одной из особенностей детей 4-5 лет является бурный расцвет этой самой фантазии. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего такого в семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях, и т.п. К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее назвать выдумками или фантазиями. Источники таких фантазий могут быть весьма различны. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. После взволнованного рассказа о совершенно невероятных и достаточно драматичных событиях, взрослый спокойно заканчивает эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребенок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!»
Истории о невероятных подвигах ребенка прямо указывают на стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах. Поэтому, единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Если описанные в них события уж через чур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт. Например, сказать, что вы сами никогда не видели собак с корову и никогда о таких не читали. Если ребенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фантазии с реальностью.
Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи. Например, Вова рассказал детям и воспитателю о том, что ночью к ним домой пробрались воры. Папа быстро расправился с ними и вызвал полицию. За это его наградили орденом. Это необычное происшествие произошло сразу после утренника в детском саду, на который отец Вовы в очередной раз не пришел из-за занятости на работе. Мальчик быстро нашел способ реабилитировать своего любимого папу, поднять его статус в глазах окружающих. Фантазию ребенка в этой ситуации можно понять и объяснить. Главное теперь, чтобы отец Вовы прислушался к советам воспитателя и стал уделять сыну больше внимания. Конечно, причины детской лжи очень разные, но, прежде чем хвататься за ремень, подумайте, с чем может быть связано такое поведение. Взаимное доверие и обсуждение с ребенком того, что произошло, помогут вам узнать, что именно скрывается за детской ложью.
Если вы все же уличили своего ребенка во лжи, то не стоит выяснять отношения при сверстниках. Не нужно повышать голос, пугать наказаниями. Необходимо понять причину, по которой ребенок идет на обман. Это возможно только тогда, если вы постараетесь выяснить все обстоятельства. Нужно поговорить с врунишкой спокойным тоном, один на один, глядя в глаза малышу.
Если родители хотят, чтобы дети росли честными, они должны придерживаться следующих советов:
Совет 1-й. Верьте ребенку.
Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.
Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она – полезна.
Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Попробуйте вместе представить такое общество, где друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди, по большому счету, проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана.
Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» Лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей, свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.
Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.
Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка: «Нет, это не я!» - «Нет это ты, признайся!» и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания, вы можете наказать ребенка (конечно, без применения побоев). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь».
Совет 5-й. Вознаграждайте честность.
Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты –честный человек, ведь ты сказал правду». Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы его не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его постпка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не растроит.0
Совет 6-й. Показывайте пример честности.
Если вы простите отвечать по телефону, что вас не дома, если в поезде или в автобусе, покупая детскийй билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребёнка, хотя ему уже семь, если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.