Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры – драматизации, музыкальные игры – забавы.
Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно – дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.)
Усвоив от взрослых подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофёр ведёт машину, лётчик – самолёт, мама учит дочку). Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В них игровой сюжет определяется играющими.
Важным в игре является умственное развитие ребёнка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. Самостоятельная сюжетная игра малышей благоприятно влияет на их физическое развитие. В таких играх ребёнок свободен в выборе позы, действий и движений, он как бы сам непроизвольно регулирует физическую нагрузку, не допуская перенапряжения организма. В игре удовлетворяются его двигательная потребность: играя с сюжетными разнообразными игрушками, он много ходит, бегает, встаёт, садится, передвигает, поднимает и т.д.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребёнка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Это требует большого искусства, профессионального мастерства, учёта возрастных особенностей и любви к детям.