Кукла для ребенка – самая важная и зачастую, любимая игрушка. Как правило, ребенок вкладывает в ее уста свои слова и мысли, таким образом выражая свой внутренний мир. Через куклу в детском сознании формируются такие моральные понятия, как красивое и некрасивое, хорошее и плохое, доброе и злое. Поэтому кукла становится ребенку образцом для подражания.
Кстати, игра ребенка в дочки-матери у девочек и в солдатики, у мальчиков расскажет о ситуации в семье, не хуже, чем детский рисунок. Обратите внимание, как девочки обращаются со своими куклами: по их тону, манере разговора с «дочкой» можно безошибочно определить, какая атмосфера царит в семье и во взаимоотношениях между родителями, как родители относятся к ребенку, наконец, насколько комфортно психологическое состояние самого ребенка. Если ваша девочка обзывает свою «дочку» нехорошими словами и бьет ее – это значит, что такое обращение она видит со стороны своих родителей.
Ребенок начинает знакомство с куклой с первых месяцев своей жизни, а заканчивает игру в куклы в подростковом возрасте. Поэтому при выборе куклы нужно учитывать ее размер, материал, из которого она изготовлена, ее «возраст» и выражение «лица», так как по мере взросления ребенка кукла тоже должна становиться старше.
Полугодовалый малыш начинает повторять за взрослыми слова, воспроизводя их в виде лепета, и все действия, которые совершает мама. Именно в это время в руках крохи должна появиться его первая кукла. Кукла важна как в жизни девочек, так и мальчиков, ведь независимо от пола малыш в этом возрасте проживает образ человека. Годовалому малышу не обязательно покупать куклу, ее можно сшить из хлопчатобумажной ткани и наполнить синтепоном.
Для этого возраста не обязательны проработанные участки тела, важно, чтобы были выделены голова, руки и ноги, выражение «лица» значение не имеет, малыш сам решит, смеется его кукла или плачет. Хорошо будет, если пупс будет одет в детское нижнее белье, которое малышу будет напоминать собственное. Не покупайте ребенку куклу, которая навязывает конкретный образ. В таком случае фантазия, а, следовательно, и развитие ребенка, будут тормозиться, а он полностью окажется во власти заданного образа.
От года и до двух лет девочке и мальчику достаточно купить простенького пупса, о котором можно будет заботиться: кормить, укладывать спать и осваивать навыки одевания. После двух лет начинается период сюжетных игр, для которых наилучшим образом подойдут небольшие разнополые куколки, которыми можно играть в семью. Куклы для мальчиков должны выглядеть, как мальчики и внешне соответствовать возрасту ребенка.
С четырех лет начинаются ролевые игры, когда кукольный арсенал ребенка пополняется куклами в униформе: солдатиками, пожарными, летчиками. Если девочки нуждаются во всевозможных аксессуарах для своих кукол, в домиках и мебели для них, а так же в кухонной посуде, сменной одежде, кроватке и одеяле, то мальчикам интереснее сделать мебель с помощью конструктора или кубиков.
В старшем дошкольном возрасте для сложных ролевых игр требуются усовершенствованные куклы, но при этом смотрите, чтобы они не были перенасыщены электроникой. Ребенок должен самостоятельно кормить куклу, менять ей памперс, высаживать на горшок, а не потакать электронной программе. В этом возрасте игры приобретают социальный контекст, и дети начинают играть в магазин, больницу, парикмахерскую, воспроизводя стиль, манеры общения и поведения окружающих их людей.
Выбирая ребенку куклу, следует знать, что некоторые из них способны довести малыша до невроза. К ним относятся куклы, у которых нарушены пропорции тела или имеются ненужные анатомические подробности. «Беременная кукла» подойдет для девочки школьного возраста, а маленькому ребенку она может нанести психологическую травму. Некоторые родители покупают своим детям игрушки-страшилища, полагая, что они помогут справиться с естественными страхами и выплеснуть накопленную агрессию. Но такой подход не вполне оправдан. Поскольку ребенок отождествляет себя с игрушкой, которая помогает ему составить представление об окружающем мире, то подобная игрушка может исказить представление о реальном мире. Все, что окружает малыша - все строит его облик и душу, а так как дети впитывают в первую очередь внешние качества куклы, то подходить к этому вопросу нужно особенно тщательно. Поддаться капризу ребенка или выбрать хорошую куклу - выбор родителя.
Комментарии психолога Маруси Светловой
«Кукла – маленькая модель человека, поэтому общаясь с ней, ребенок учится взаимодействовать с другим существом, строить отношения. И это, конечно же, «женская» игрушка. В экспериментах психологов, направленных на изучение выбора ребенком игрушек, соответствующих его полу – мальчики, выбирая из целого ряда игрушек, могли кратковременно «пообщаться» с куклой, но отдавали предпочтение «мужским» игрушкам – машинкам, пистолетам, солдатикам. Девочки, кратковременно поинтересовавшись машинками или солдатиками – переходили к куклам, выбирали их как наиболее интересные им игрушки.
Это разделение игрушек на мужские и женские имеет глубокий смысл и последствия. Кукла, как модель человека, с которой девочка практически с первых месяцев своей жизни строит отношения – определяет потом всю «женскую» направленность ее деятельности, ее жизненные ценности, даже ее смысл жизни. Те, вроде бы невинные и простые операции – одеть куклу, накормить, уложить спать, сшить для нее платье, устроить кукольную комнату – на самом деле ориентируют девочку на вполне серьезные заботы о другом человеке, служение другому человеку, отдавание себя, своего времени другому человеку. Со временем на смену кукле, на которой она как бы учится этому – приходит маленький брат или сестренка, потом – мальчик, в которого она будет влюблена, потом муж, дети. И эта практика служения, даже жертвования, ориентация на ценность другого человека, иногда в ущерб себе – закладывается вначале через такую невинную, казалось бы, игрушку – куклу.
У мальчиков, играющих в «мужские» игрушки – игры другие. Это война, захват противников, территории, это игры на доказательство собственной силы, на самоутверждение. В этих играх есть свобода передвижения с освоением новых пространств – соседнего двора, улицы, соседних улиц. Такое «игровое» обучение формирует и направленность на достижение, преодоление, на самоутверждение, на власть, карьеру. И мужчина, живя взрослой жизнью, старается кем-то стать, доказать другим, что он не хуже их, занять положение, получать больше денег. Это часть его «мужского» сценария, к чему его готовили «мужские» игрушки. И приходя домой после трудового дня, в котором, как правило, бывает много «войн» – конфликтов, преодолений, достижений – он приходит домой, где его жена уже не понарошку ухаживает за детьми, заботится о близких, украшает уже не кукольный, а настоящий дом.
Есть еще одно интересное последствия «общения» с теми или иными игрушками. Девочки, общающиеся с маленькими моделями человека, а позже – с другими такими же маленькими «мамочками» с их куклами – учатся общаться, строить отношения, разговаривать, обсуждать. Они действительно учатся общаться, договариваться, находить компромиссы, дружить, прощать. Мальчики в своих «техничных» и «военных» игрушках лишены такого обучения. Они, скорее, умеют конфликтовать, чем договариваться, отмалчиваться, чем открыто говорить. И в этом плане надо признать, что построение отношений - это тоже «женская» направленность, «женская» сфера. Как бы мы ни ждали от наших мужчин открытости, желания поговорить о чувствах, что-то подробно, как любим мы, женщины, обсудить – мы редко это получаем. У них нет такого опыта, их нужно учить общаться, договариваться, говорить о чувствах – делать, то, что мы, женщины, наученные на куклах – делаем легко.»