С точки зрения воспитателей детских садов многие родители сегодня, к сожалению, занимают позицию потребителя образовательных услуг, забывая при этом, что воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в детских учреждениях, но и в семье. Поэтому цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых детей. В этом случае было бы правильным, если бы детский сад и семья стремились к созданию единого пространства развития ребенка.
Тогда все было бы идеально. Но, как известно, идеального ничего не бывает,
хотя бы потому, что уровень образовательных знаний родителей и педагогов разный, и он вносит свои коррективы в понимании как надо правильно воспитывать ребенка. В хорошем детском саду воспитатели стараются сгладить эту разницу, выпуская для родителей информационные листовки. Я, например, в работе с родителями в качестве наглядного материала использую памятки в виде буклетов. Родители, получив буклет, могут спокойно прочитать его дома, и сразу применить имеющийся в ней материал на практике, поиграть со своими детьми в развивающие игры, которые он играет в детском саду.
Тематика памяток разнообразна. Она связана с возрастными особенностями детей, советами врача-косолога, с информированием родителей о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, питании: «Фрукты и овощи в зимний период», «Витамины», «Вакцинация против гриппа», «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Конъюнктивиты», «Снежные игры» (во что играть с ребёнком зимой, если кругом снег), «Игры на кухне» (развитие мелкой моторики) и др.
Мы сейчас живем в такое время, когда родителям сложно оставаться дома с детьми, потому что средств на существование не хватает. Мы пытаемся с пониманием относиться к отсутствию у родителей времени на поиск информации о правильном воспитании ребенка, поэтому делимся своим опытом. Причина здесь, на мой взгляд, следующая: родитель и воспитатель смотрят на малышей с разных точек зрения: родитель, прежде всего, думает о том, как защитить своего малыша, а воспитатель как помочь ребенку адоптироваться к жизни, найти контакт с другими детьми. Вообще, недовольства родителей по поводу неправильной работы с ребенком у педагогов вызывают недоумение, потому что с малоопытным воспитателем всегда в паре работает более опытный педагог. Более того, педагоги всегда отчитываются о результатах проделанной работы. Для этого в детских садах проходят праздники, утренники и другие мероприятия, на которые ни всегда родители приходят.
Выход из этой ситуации один: научить родителей идти на контакт и искать компромиссы. Воспитатели уже давно пытаются вести конструктивный диалог с родителями, но делать это невероятно сложно. Вот только кто должен учить молодых мам решать возникающие недопонимания, вопрос открытый.