Мультипликационное кино обладает довольно высоким запасом воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательными возможностями. Исследования психологов и педагогов показывают, что потребность ребенка в контакте с героями мультфильмов огромна, так как ребенок ощущает потребность в действиях, совершаемых персонажем, сравнивая себя с ним. Мультфильм вводит ребенка в такое эмоциональное состояние, какое дарит ему возможность как-бы контактировать с персонажами, в чем ребенок, в силу своего возраста, остро нуждается. Однако, информация, содержащаяся в мультфильме, может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье ребёнка.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 7 часов в неделю, а оптимальная продолжительность просмотра сеанса – максимум полчаса. Тем не менее, на практике, дети от 3 до 7 лет проводят за телевизором еженедельно 28 часов! Последствия многочасовых телевизионных и компьютерных просмотров мультфильмов общеизвестны.
В чем состоит вред телевизора и компьютера для ребенка?
Кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка и в результате этого облучения резко истощается его нервная система, развиваются неврологические заболевания. Длительное сидение перед экраном, приводит к астено-невротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психо – эмоциональные нарушения, связанные с воздействием телевидения на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память, они хуже соображают, не могут сосредоточиться, у них нарушается сон. Они становятся плаксивыми, раздражительными, обидчивыми, наблюдается повышенная возбудимость, страх.
У детей развивается своеобразный «иммунитет» к восприятию сцен насилия. Они начинают повторять увиденное на экране в жизненных ситуациях. Известно, что взрослые люди, увлекающиеся аниме, теряют чувство реальности. Что же можно говорить о детях дошкольного возраста?
К сожалению, у современных мультфильмов отсутствуют границы морали, что приводит к разрушению системы ценностей у детей. Главные герои в них либо обжоры, либо завистники. Но есть и « положительно-отрицательные» персонажи. Они изображены милыми, но совершают отрицательные поступки, которые дети воспринимают как правильные. Из-за отсутствия у детей жизненного опыта, дети дошкольного возраста легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. И если значимыми для ребенка людьми – родителями, воспитателями – подобный образ действия не опровергается, он усваивается как пример для подражания.
Поэтому перед родителями стоит серьезная проблема. Сегодня халатное отношение к тому, что смотрит ребенок, крайне опасно. Более того, необходимо сформировать у детей своеобразный защитный фильтр, который поможет выработать у малыша чувство прекрасного.