С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст от одного года до трёх лет требует наибольшего внимания родителей, в плане предоставляемых возможностей для укрепления психического развития ребёнка. По данным современной психологической науки, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущие привычки и формирует характер. Связано это с тем, что в это время ребенок овладевает тремя фундаментальными способностями: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Насколько хорошо ребенок овладеет речью, зависит его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь он получит доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры, открывает для себя назначение многих предметов.
На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.
Третий год жизни ребенка – это период адаптации малыша к жизни в коллективе, расширение его круга знакомых. Примерно в это же время дети начинают посещать детский сад. Малыши впервые отрываются на долгое время от родителей и могут воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви. Поэтому очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, не травмирующую детскую психику.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Сегодня во многих дошкольных учреждениях функционирует адаптационные группы (такая группа в нашем МБДОУ называется «Пирамидка»). В таких адаптационных группах дети детям помогают быстро социализироваться, оказывают консультативную помощь родителям: повышают их психологическую компетентность в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка. Организация консультативной психолого – педагогической помощи родителям строится на основе их взаимодействия с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами. Проводятся такие консультации одним или несколькими специалистами одновременно.