Придумывайте вместе сравнения. Вы дали ребенку яблоко, спросите какое оно, на что похоже, с чем его можно сравнить. В ответах на эти вопросы малыш открывает новые слова, которые входят в его речь.
Другое полезное упражнение, придумывание рифм. Вы не ставите целью научить ребенка сочинять стихи, вы просто даете ему возможность перебирать слова и подбирать более точные варианты. Полезны также упражнения прямого договаривания слов в рифму, при чтении ему взрослым стихотворения, так как ребенок должен не только сказать рифму, но и следить за сюжетом и смыслом всего текста. Поэтому на шестом году увеличивается объем стихотворений, которые вы решили разучить. Постарайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню малыша, он должен не механически заучивать слова, а понимать стихи, воспринимать их.
Слова, пополняющие словарь ребенка, извлекаются из нашей речи, из окружающих ситуаций, из впечатлений и наблюдений ребенка. Во время прогулки обращайте внимание ребенка на различные стороны действительности. Задавайте ребенку вопросы. Что-то он увидит, о чем-то спросит, что-то он уже знал. В итоге вы получите ответы на свои вопросы. А дома попросите его рассказать папе или бабушке что или кого он видел на улице. На шестом году ребенок уже сам может наблюдать и делать выводы об увиденном. Воспользуйтесь этим, помогите закрепить ему знания в игре «Подбери слово».
(Воробей чирикает, а ворона? Ворона летает.) Дети очень любят примерять к своей речи новые слова. Если словообразование происходит правильно, языковые возможности ребенка растут с неимоверной быстротой. Процесс образования и усвоения нового слова должен проходить в свободной речи, между делом. (Вот у нас большой стол, а вон там, у кресла – маленький… сто…лик).
Можно поиграть с ребенком в игру «Дополни предложение» (Мы идем в магазин, потому что…). Ребенок ставится в такие условия, когда он должен придумывать и выражать это словами.
Ваш малыш уже имеет представление об обобщающих понятиях, пытается много рассказывать и пересказывать. Ваша задача научить его свободно пользоваться словами, не затрудняться при выборе слов и выражений. Попробуйте между делом или на прогулке поиграть с ребенком в антонимы. Это очень просто, вы называете какое-нибудь слово, а ребенок подбирает противоположное по значению. Старайтесь включать в игру все части речи. Такие задания малыш обычно выполняет с удовольствием. Совсем скоро ваш ребенок переступит порог школы. Хорошо развитая речь будет залогом его успешного обучения, поэтому родители должны стимулировать речевые возможности малыша, создавать такую обстановку, в которой он не только хорошо воспринимает речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.