Первое, что надо сделать, купив пластилин, — устроить «презентацию» материала. Покажите ребенку, для чего это и что с этим можно сделать. Даже если вы не сумеете слепить собачку, изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.
Проводя первые занятия не стоит диктовать ребенку какой цвет взять или где его лучше налепить, пусть насладится свободой творчества. Получится пластилиновый «рельеф» — скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. Спросите у малыша, что он вылепил, и он обязательно вам скажет название своей картины: «Котик», «Мама», «Машина». В любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего дитя. Похвалите ребенка, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там.
Прежде чем предложить малышу заниматься лепкой фигур, постарайтесь представить себе - что Вы будете лепить. Ваше будущее «произведение» не должно быть слишком сложным. Кроме того, постарайтесь вспомнить - знаком ли ребенку этот объект - ведь жизненный опыт малыша не велик, не стоит изображать вещи, о которых ребенок не имеет представления.
Не забудьте о том, что ребенок еще очень мал и не может сосредоточиться надолго. Поэтому Ваши задумки, Ваши произведения не должны быть очень сложными для выполнения и восприятия малыша. Пусть это будут объекты, состоящие из одной - двух - трех частей.
Если Вы собираетесь слепить каких-либо зверей - запомните несколько правил: все фигурки зверей состоят непременно из двух основных частей: «голова» и «туловище», все остальное - добавки (хвост, лапки, уши и т.д.) - это характерные детали каждого зверя.
Постарайтесь найти для Ваших занятий самый мягкий пластилин. Не используйте пластилин очень темных цветов. Большое удивление малыша, поначалу, будет вызывать то, как пластилин под действием его пальчиков меняет форму. Совсем маленькому ребенку придется помогать в занятиях лепкой, не только эмоционально, не только показом, но и чисто физически.
Возьмите ребенка на колени и сядьте за стол, постарайтесь чтоб на столе не было ничего лишнего. Очень хорошо, если при этом Вы начнете петь песенку.
Песенка помогает ребенку сосредоточиться на предмете и одновременно под музыку руки ребенка легче расслабляются и снижается мышечный тонус. При этом еще один плюс - звучащие слова легко запоминаются при одновременном действии рук .
Хорошо, если результаты Вашего творчества Вы покажите кому-нибудь: «мишке», «зайке», бабушке, папе и т.д. Разумеется, всем это должно понравиться.
Постарайтесь избегать ситуаций, когда к Вашим произведениям может быть проявлено равнодушие или непонимание. Хорошо, если некоторые результаты Вашего творчества будут иметь «постоянное место жительства» - небольшую полочку, место на стене, где будут находиться детские работы и где ребенок сможет похвастаться своими произведениями. Выставка помогает малышу осознать социальную значимость своих работ.
Помните, занятие не должно быть очень долгим, по продолжительности не более 3-5 минут.