Тренировать движения пальцев рук ребенка нужно стараться как можно чаще, идеальный вариант – каждый день. Сюда входит: массаж кисти рук (разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 -3 минут), массаж пальцев, фаланг, катание пальчиками дере¬вянных шариков различного диаметра, если нет деревянных шариков, используйте бусинки, пластилин, больше занимайтесь конструированием из кубиков, собирайте раз¬личные пирамидки, перекладывайте из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички, горох, фасоль.
Предлагайте детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки, приговаривая:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – я,
Вот какая дружная семья (сгибать и разгибать кисти рук в кулак) или:
В прятки пальчики играли,
И головки убирали,
Вот так, вот так и головки убирали (ритмично сгибать и разгибать все пальцы рук одновременно).
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения, например:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средней пальцы правой руки «бега¬ют» по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указатель¬ный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Если упражнение вызывает у детей некоторые трудности, то помогите ребёнку удержать остальные пальчики от непроизвольных дви-жений. Будьте терпеливы, то, что Вам кажется легко, ребёнку может даваться с трудом.
Выполняя пальчиками различные упражнения, не ждите быстрый результат, так как автоматизация навыков вызывается многократным повторением. Все игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Никогда не начинайте играть, если Вы сами утомлены, раздражены, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечен своей игрой. Необходимо, что бы у ребёнка осталось впечатление лёгкости и эмоционального подъёма от увиденного, только тогда ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.