Загадка, как сказал один, неизвестный педагог, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразно гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.
Детям нравится загадывать загадки. Я рекомендую родителям за выполнением каких-то домашних дел, например, мытья посуды, загадывать по очереди друг другу загадки. Вы сразу заметите, что у детей процесс отгадывания и загадывания вызывает огромный интерес.
Загадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Ведя кружковую работу «Художественное слово» я из года в год сталкиваюсь с такой проблемой, как неумение детей отгадывать загадки. Наблюдения за детьми показали, что отгадывания происходят у самых сообразительных детей, как бы само собой путем перебора вариантов. При этом большая часть дошкольников являются наблюдателями за происходившим, причем пассивными.
Верный ответ на конкретную загадку быстро запоминают другие дети. И когда воспитатель повторяет загадку, то дети просто вспоминают ответ. Если у ребенка не получается отгадывать загадки, значит его просто необходимо научить их составлять. При составлении загадок у ребенка развиваются умственные способности, логическое мышление и он получает массу положительных эмоций.
Вначале ребенку необходимо рассказать, что же такое загадка и какой она должна быть. Донести до ребенка, что загадка-это описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадка должна быть краткой, емкой по образу и не являться чуждой для детей данного возраста.
Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать ее значит найти решение задачи. Что же для этого нужно сделать?
В первую очередь необходимо выбрать объект загадки, например, пусть это будет мяч. Ставим перед ребенком вопрос, каким бывает мяч? И выслушиваем ответы детей (круглый, резиновый ,прыгучий). После этого рассматриваем каждое из придуманных детьми слов. Первое слово круглый, что может быть круглым: руль, арбуз, шар. Второе слово резиновый: сапог, ластик, коврик. Третье слово прыгучий: заяц, кузнечик, лягушка. После того, как мы разобрали все слова детей, мы учимся составлять загадку, используя для связки слов «как» и «но не».
Составлять загадку может один ребёнок или вся группа. Чтобы закрепить загадку необходимо несколько раз повторить её со всеми детьми.
Полученная загадка про мяч: Круглый как арбуз, резиновый как ластик, но не кузнечик. Подобные загадки можно составлять о любом предмете и не только с детьми, но и дома со всеми членами семьи. Можно сделать альбом загадок, сделав зарисовки отгаданных предметов. Ни один праздник не обходится без загадок. Учитесь вместе с ребёнком видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, развивайте способность воспринимать окружающий мир образно.