Дети дошкольного возраста - это особая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и восприятия. Вот почему с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Л. С. Выготский), поэтому наилучшему усвоению знаний о правилах поведения на дороге будут способствовать различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игровые тренинги). Формирование и закрепление знаний, умений и навыков может осуществляться на специальных занятиях, которые проводятся воспитателем и учителем-логопедом. Особое значение имеют экскурсии по улицам города, встречи с работниками ГИБДД, а так же решение проблемных ситуаций в разных видах деятельности.
На всех этапах работы с дошкольниками много времени уделяется и родителям: мы рассказываем и им, как нужно вести беседы с ребенком о правилах дорожного движения, в каких ситуациях это лучше делать.
Такая работа должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте, родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части: бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на самокате, велосипеде, роликах, в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Хотелось бы, чтобы родители помнили о том, что их поведение является объектом подражания. И чтобы ребенок не попал в беду необходимо воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ненавязчиво, ежедневно.