Принцип действия «терапии песком» (метод sand play (дословно – песочная игра) был описан Карлом Густавом Юнгом, основоположником аналитической терапии. Им было подмечено, что при контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален, каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов. При поступлении в детский сад ребенок попадает в совершенно новую, непривычную для него среду. Возникающий при этом психологический стресс может негативно сказаться на всем периоде пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Чем и как помочь маленькому человечку в стрессовой ситуации?
В своей работе мы, наряду с другими методами, используем «песочную терапию». Причем, занятия с песком должны продолжаться круглый год: весной и летом – в песочнице, осень и зимой – в группе в специально организованных уголках и при использовании «бассейнов» для песка.
Почему именно – песок?
Общеизвестно, что все первоначальные контакты со сверстниками начинаются именно в песочнице. Этому есть ряд объяснений. Как уже говорилось, работа с песком снимает эмоциональную напряженность. В различных игровых ситуациях у ребенка всегда есть возможность проявить самостоятельность, стремление поэкспериментировать. Также нельзя не сказать о развитии моторики рук, таких процессов как мышление, память, воображение, речь.
Игры с песком вместе со сверстниками развивают коммуникативные навыки ребенка, что способствует развитию навыков сюжетно-ролевой игры. Некоторые педагоги, использующие в своей работе песочную терапию, считают ее началом конструирования. При работе с песком, будь то на прогулке или занятия в группе, обучаем детей пересыпать песок из ладошки в ладошку. Обращаем внимание на то, какой он приятный на ощупь и легкий. Из песка при помощи воды можно слепить куличики, можно построить дорожку, горку или замок, а можно – сломать их и построить снова, можно закопать предмет в песок и откопать его. Таким образом, ребенок, проигрывая взволновавшие его ситуации, создавая картину собственного мира из песка и воды, освобождается от эмоционального напряжения.
В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Не умея еще описать словами свои переживания, причины эмоционального напряжения, ребенок только в играх с песком может реализовать себя, проиграть свои переживания, эмоционально разрядиться. Игра в песок, особенно для малышей, является, на наш взгляд, самым доступным и естественным способом самотерапии.