Биологические причины. Иногда нарушения поведения и эмоционального реагирования оказывается следствием нарушений в работу эндокринной или нервной системы, психики. Поэтому в некоторых случаях психолог рекомендует обратиться на консультацию к неврологу, эндокринологу, нейропсихологу, психиатру.
Социальное научение. Ребенок заимствует способы реагирования у окружающих взрослых. Если близкие часто ругаются, бурно и агрессивно выражают эмоции, то высока вероятность того, что и ребенок будет поступать таким же образом. Что делать, если невозможно исключить негативное влияние одного из взрослых? Честно разговаривать с ребенком о том, как воспринимать такое поведение, помогать ему проговаривать собственные чувства, показывать альтернативную позицию.
Проживание кризисной ситуации. Необходимо учитывать ситуацию, в которой ребенок проявляет себя неконструктивно. Бывает, что самый спокойный и послушный человек в опасной ситуации будет действовать резко и агрессивно. Поэтому важно понять: чувствует ли ребенок себя в безопасности?
Недостаток развития навыков самоконтроля. Никто с рождения не умеет виртуозно разрешать сложные ситуации. Этому нужно учиться. В процессе общения, в новых группах сверстников, при хорошем и дружелюбном обращении ребенок учится общаться по-новому, примеряет на себя непривычные образы и пробует новые сценарии взаимодействия.
Что делать, если ребенок ломает вещи в порыве гнева, дерется и кричит? В первую очередь определить причины данного поведения. Для этого можно провести психологическую диагностику, в результате которой психолог сможет предложить родителям маршрут развития и коррекции поведения. Психологическая работа может проходить в индивидуальном формате (консультации) и групповом.